вторник, 20 мая 2014 г.

Сереже 3 года. Итоги развития

Итак, к чему мы пришли за это время, занимаясь по методикам Домана, Шичида и Монтессори.
Чтение. Честно говоря, когда я в 5 месяцев впервые начала показывать Сереже карточки со словами, то я была уверена, что к трем годам он уже сможет самостоятельно читать книжки. Так, чтобы сесть, открыть любой незнакомый текст и с удовольствием читать с выражением и скоростью пятого класса средней школы. Но этого не произошло. Вернее, скорость и дикция у нас присутствует, но вот радости и гордости за свое чтение Сережа не испытывает.
Он использует этот навык в своих целях, т.е. читает только тогда, когда это ему надо. Недавно листает новую книжку с наклейками из "Макдональдса" и рассказывает мне разные интересные факты про морских обитателей. Я думаю, откуда он столько всего знает, неужели помнит из книг? Потом заглянула к нему в книгу через плечо и прочитала фразу, которую только что услышала от Сергуни: "Рыба-камень меняет цвет, чтобы..."
Папу на днях удивил тем, что прочитал ему пару страниц  в книжке про Винни Пуха (Озон, Лабиринт). Книга хороша тем, что в ней наравне с обычным шрифтом содержится яркий разноцветный текст, который нравится малышам. Сначала Сережа читал только разные "Бух!" или "Ой!" Но постепенно я стала водить пальчиком и на некоторых словах останавливаться, чтобы Сережа читал их сам.
Не знаю, в какой момент произошел переход от пассивного чтения к активному. Сергуня быстро вышел в понятие букв, а затем и слогов. В 1.10 мес. стало ясно, что Сережа читает незнакомые слова из 3-5 букв, а некоторые и из 7-8. Но потом прогресс затормозился, несмотря на то, что мы занимались регулярно и с интересом. Около года ничего не происходило. Чтение оставалось все на том же уровне. У меня был период метаний и сомнений. Читает или просто помнит? Продолжать показывать слова и книжки или перейти на чтение по слогам?
Но, прочитав опыт мам о том, что научить ребенка складывать слово из букв и складов - это сущий ад, я решила продолжать чтение целыми словами. Всего за это время я подготовила около 2000 карточек со словами, более 200 книжек, презентаций и листалок. И в результате я вижу, что Сережа читает глазками быстрее, чем может произнести. И, когда он начинает читать предложение, то по расплывающейся улыбке я понимаю, что он уже видит его полностью и произносит с соответствующей интонацией и выражением. Так, как это прочла бы, к примеру, я. Сейчас мы читаем обычные книги и одновременно работаем над скорочтением.
 
Математика. С математикой по Доману мы распрощались. Итог - хорошее чувство количества, самостоятельное решение заданий в книгах для 3-4-леток, понимание, какое число больше, а какое меньше в пределах тысячи, счет в уме примеров от ноля до трех. 
Например, Сережа может легко сказать сколько будет три минус два. А вот четыре минус один уже решить не может, если не видит этот пример на предметах. Я связываю это с тем, что он не может представить  в уме количества больше трех или определить на глаз сколько яблок лежит на столе. Чтобы убедиться в этом, я провела тестирование. Вот здесь, к примеру,  есть различные упражнения, где можно выяснить, в пределах какого количества предметов малыш видит. Я пробовала развить у Сергуни это умение, но безрезультатно. Ему просто это не надо и неинтересно.
Сейчас наша математика - это различный счетный материал, занятия по рабочим тетрадям (на данный момент - это самое лучшее пособие, которое мне удалось найти для Сережи). И каждый день играем в новые игры (например, соревнование, кто найдет машину, у которой номер больше). Иногда смотрим презентации с количествами - машинками разными. Как только к нам придет посылка со счетами, то начнем программу по абакусу.
 
Английский язык. По своему опыту могу сказать, что то, что дети изучают иностранные языки легко, без особых усилий - это чистая правда. Уже к 9 месяцам я заметила, что малыш может  легко понимать речь, отвечать на вопросы, а в два года уже думать и  разговаривать.
Но ничего не дается даром. Родители должны приложить огромные усилия для того, чтобы их ребенок выучил язык. Успехи ребенка - это настоящий труд родителей, прежде всего, мамы. Постоянный поиск материала, книг, аудио и видео, финансовые затраты на репетиторов, курсы, книги.
Можно с энтузиазмом начать изучать сразу английский, китайский и французский и какой-либо еще язык. Опыт показывает, что дети это "потянут", но хватит ли сил и средств, настойчивости и терпения в моменты, когда малыш будет отказываться от занятий у пап и мам?
Сейчас Сергуня прекрасно понимает и разделяет оба языка, говорит развернутыми предложениями, задает и отвечает на вопросы. Некоторые фразы он составляет прямо на ходу, иногда переходя на русский, если не знает какой-либо термин на английском. Многие выражения он использует из книг и аудиокурсов, причем давным-давно пройденных. Сам выступает с инициативой говорить на иностранном языке, играть в какие-либо игры на нем.
Результаты по чтению еще не такие, как на русском, но уже есть большой объем "заученных" слов. В самостоятельное чтение мы еще не вышли.
 
Развитие памяти. Сережа помнит какие-то значимые для него события. Постоянно рассказывает: "А помнишь, как мы..." При этом воспоминание связано для него с такими сильными эмоциями, что он не может сдержать радости и начинает кругами бегать по комнате, оживленно рассказывая о нем.
Знает огромное количество стихотворений, песен. При этом мы специально ни одно ни учили.
Совершенно случайно мне удалось убедиться, что наши занятия по методу Шичида не проходят даром. И все наши игры на развитие фотографической памяти уже дают хороший результат.
На прошлой неделе мы заходили с Сережей в Сбербанк. Пока девушка копировала документы для анкеты, нам предложили скоротать время за рисованием. Я думала, что в зале установлен мольберт с карандашами, а оказалось, что это экран с разными играми (рисование, паззлы, раскраски). Сережа выбрал игру "Найди пару". Перед нами на одну секунду открылись 12 окошечек, в которых нужно было запомнить парные картинки. Я успела заметить только одну пару с цветочком и еще краем глаза заметить какие-то разноцветные ладошки. Быстро объяснив Сереже, что в этой игре надо искать картинки-близнецы, я присела на диван. Смотрю, а Сережа открывает одну пару, потом другую, потом третью...
 
Речь и воображение. Сережа болтает без остановки. Постоянно придумывает забавные истории, разговаривает сам с собой, выстраивает диалоги, говоря разными голосами за свои игрушки.
Иногда, когда мы обсуждает ранее пройденный материал по географии и окружающему нас миру, то у Сережи часто бывает своя картина видения. Например:
- Сережа, а почему солнце горячее?
- Потому что оно нагрелось. Это его луна нагрела издалека.
 
- А как ты думаешь, зачем у елочки есть колючки?
- Чтобы на них игрушки можно было вешать!
 
- Почему твоя машинка буксует?
- Потому что песок у нее колеса держит!
 
- А почему динозавры все погибли?
- Потому что листья повяли. (Имеет в виду, что прошли кислотные дожди и травоядным динозаврам стало нечего кушать)
 
Навыки самообслуживания. Полностью сам ходит в туалет, захлопывает передо мной дверь, считая, что уже достаточно самостоятельный, чтобы справиться самому. Убирает за собой, накрывает на стол, моет посуду, выбирает себе одежду, подметает пол, поливает цветы, гладит одежду, вытирает пыль, моет пол. Приносит домой покупки, раскладывает их на полках в холодильник, моет посуду под моим контролем, убирает игрушки, моется сам мочалкой.
Помощник растет. Может и папе машину помыть, и бабушке капусту посадить)

И немного о планах на будущее. Как и раньше для меня на первом месте стоит физическое развитие и английский язык. Летом будем много ходить пешком, ездить на беговеле, купаться на речке, гулять в лесу и отдыхать на даче. Сейчас Сережа уже спокойно выдерживает трехчасовые активные прогулки на дальние расстояния. Но иногда так устает, что путь обратно может проделать лишь на папиных плечах.
Мы будем продолжать совершенствовать навыки чтения, занятия шахматами, творчеством, попробуем абакус. А с августа или сентября пойдем в сад.
 

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

Света, поздравляю с отличными успехами к трехлетию сына.

Главное, что он гармонично развит, во всех сферах баланс. Меня больше всего поразили навыки в быту (гладит одежду, моет пол - эт прям фантастика!) =)

Анонимный комментирует...

Света! Вы молодцы с Серёжей:) отлично потрудились за эти три года!
Я очень буду ждать твои отзывы о программе по абакусу!
Ольга К.

Света комментирует...

Спасибо!

Отправить комментарий