суббота, 16 августа 2014 г.

Как мы занимаемся математикой

Совсем недавно Сережа пошел в садик, а я вышла на работу, поэтому времени на полноценные занятия, как раньше, совсем не осталось. Чтобы не забыть пройденный ранее материал, я решила заниматься по всем основным направлениям, но по чуть-чуть.
Наша программа по математике включает:
- соробан (или абакус) - это японские счеты, упражняясь с которыми можно производить в уме сложные арифметические действия за несколько секунд. Например, сложить цепочку цифр: 2+3+8+1+4+6+.... или вычесть 2497 из 9876.

- Сереже очень нравятся игры, в которых нужно бросать кубик и ходить по точкам. Но использовать фишки - это не для нас. Только самолеты, гоночные машины и вездеходы.
Когда мы играем с "ходилкой-бродилкой", то убиваем сразу несколько зайцев. Во-первых, учимся ходить именно на столько клеточек, сколько точек показано на кубике. А это, как оказалось, трудно. Первые раза два Сережа по привычке считал 1, 2, 3... и потом 7, 8, 9, хотя давно уже должен был остановиться.
Во-вторых, повторяем названия стран и столиц. А еще Сережа иногда расстраивается, что у него выпало не пять или шесть. Тогда я говорю, к примеру: "Ой, смотри! Ты же едешь по пустыне Сахаре, вот у тебя колеса и буксуют в песке".
Обычно я даю краткую информацию о рельефе, обычаях стране, главных достопримечательностях. Рядом на полу всегда лежит огромная "книженция", как ее называет Сережа (Озон, Лабиринт),в которой мы смотрим иллюстрации или узнаем новую информацию.
Сейчас Сережа уже сам, вперед меня говорит: "О, я попал на карнавал!" или "Надо как-то мне проскочить Амазонку, чтобы пираньи за пятки меня не поймали!"
 
- различные рабочие тетради с заданиями на логику, счет, соотношение цифр и количеств, мелкую моторику и т.д.
Сейчас мы начали заниматься по новой для нас серии тетрадей (Озон, Майшоп), и я с удивлением замечаю, что Сереже очень интересно. Из минусов этой книги могу назвать только цветовую гамму (оранжевый, синий и черный) и просвечивающую бумагу. Хотя второй недостаток  я заметила  только на фото. Видимо, мы были с Сережей так увлечены заданиями, что не обращали на это внимания.
Возраст, указанный в пособии - 4 года. Но нам сейчас в самый раз. Есть задания, которые нам чересчур еще сложны (обвести по маленьким клеточкам узор и продолжить его). А есть и легкие совсем (найти пары, пройти лабиринт, увидеть тень от домика и др).
На картинке справа мои любимые задания с несколькими вариантами ответов. Читаю сейчас Звонкина "Малыши и математика", который пишет, что важны не столько правильные ответы, сколько правильные объяснения, т.е. доказательства.
Как мама мальчика, мне очень понравилось то, что в книге много заданий с машинками, когда они везут грузы в магазин или поезда одинаковой длины нужно раскрасить одним цветом. А для девочек опять есть про порвавшиеся бусы, колечки на пальчиках, конфеты и пр.

И, возвращаясь к Звонкину, я только сейчас поняла, почему для детей так сложно научиться сложению и вычитанию в уме: "Давайте встанем на место ребенка и попробуем сами научиться арифметике, но только по-японски! ...ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Первое задание - выучить эту последовательность наизусть... Когда это наконец удастся, можете приступить ко второму заданию: попробуйте научиться считать от дзю до ити. Если и это уже удается, давайте начнем вычислять. сколько будет к року прибавить сан? А от сити отнять го? А теперь давайте решим задачу: мама купила на базаре ку яблок и дала по ни яблок каждому из си детей, сколько яблок у нее осталось? Очень трудное, но обязательное условие - не переводить на русский даже в уме."
Александр Калманович Звонкин - профессиональный математик. В своей книге он рассказывает о том, как организовал математический кружок для своего сына и его друзей. Сыну в то время было 3,10 года, а самому старшему мальчику - 5 лет. Кружок этот продолжался 4 года, а потом он стал заниматься со своей дочкой и ее подружками.
Сейчас мы с Сережей и Аней стали делать многие задания по книге. И хотя задания рассчитаны на старший возраст, то Звонкин пишет о том, что это не значит, что уже сейчас не надо ставить перед малышом задачи. Мне очень понравилось, что в этой книге идет не просто обучение счету, примерам и обоснование какой-то методики обучения математике, а просто рассказывается о том, за что можно полюбить этот предмет, какой это интересный мир, и как можно сделать занятия увлекательными. 

0 коммент.:

Отправить комментарий