среда, 23 июля 2014 г.

Немного о музыкальном развитии

С сентября для нас откроет двери музыкальная школа. Не знаю, захочет ли Сережа учиться играть на музыкальном инструменте, но мы решили попробовать походить на занятия для малышей, которые включают в себя изучение нотной грамоты, ИЗО, театральное искусство и пение. Музыкальные занятия нужны не только для тех, кто мечтает стать профессиональным музыкантом, а просто для гармоничного развития личности. Раньше я считала, что мальчикам совсем не обязательно уметь играть на чем-либо и красиво петь, ну разве только, чтобы выделиться среди сверстников и сразить понравившуюся девушку игрой на гитаре. Но, прочитав о методике Судзуки, изменила свое представление, и сейчас музыка неизменно присутствует в наших занятиях.
Когда Сережа только родился, то во время его бодрствования я на короткое время включала  музыку. Обычно минут на 10-15, чтобы малыш ее именно слушал, а не воспринимал, как фоновый шум, и чтобы не перегрузить нервную систему. Это была не только классика (Моцарт, Вивальди, Шопен), но и русская народная музыка, и колыбельные, и соло на гитаре, и блюз.
Доказано, что прослушивание музыки благоприятно влияет на развитие головного мозга, активизируются его оба полушария, формируются новые нейронные связи. Но это утверждение касается только записей в хорошем качестве и "правильного репертуара", если можно так сказать.
Развивая музыкальный слух и обучая игре двумя руками на фортепиано или на чем-либо еще, можно заодно развить и хорошую память и творческое мышление, а также поспособствовать более легкому усвоению иностранных языков. К тому же музицирование напрямую влияет и на математические способности ребенка. 
С пяти месяцев мы ежедневно слушали и песенки на английском языке, под которые я делала массаж и зарядку. Когда Сережа подрос, то мы разучивали с ним несложные танцы, когда нужно было сделать движение, о котором поется. Наверное, это связано о особенностями "устройства" мальчиков, но Сереже сейчас очень нелегко дается одновременное пение и выполнение движений под музыку. Мужчинам сложно делать несколько действий одновременно. И каждый раз, глядя на своего мужа, я в этом убеждаюсь.
Позднее я составила для себя плей-лист своих самых любимых произведений известных композиторов. И каждое утро начиналось с прослушивания мелодий. У Сережи сразу же появились свои предпочтения "Собачий вальс", "Венгерский танец", ария Тореодора из оперы "Кармен". Некоторые мелодии он сразу же просил выключить, т.к. они "слишком грустные". Часто мы обсуждали характер музыки, придумывали истории (как ветер воет или как подснежник распускается на лесной полянке).
Потом я заметила, что к некоторым произведениям лучше всего показывать картины, чтобы лучше прочувствовать произведением. Так родились игры с репродукциями, когда нужно было из выбранных мною заранее картин подобрать ту, что больше всего подходит под музыку.
Я не ставила целью выучить названия всех произведений и композиторов, а хотела, чтобы Сережа мог чувствовать настроение музыки. Помню, что у нас на занятиях по сольфеджио иногда было такое задание: нужно было прослушать музыкальный отрывок и описать свои чувства и эмоции. А потом учительница говорила, как на самом деле называется произведение и зачитывала самые интересные сочинения.
Классические музыкальные произведения, которые привычны нашему слуху, в основном трудны для обсуждения с малышом. Для меня огромным подспорьем при выборе музыкальных произведений стали книги Ольги Радыновой. Они довольно невзрачные на вид, но ценны именно своим содержанием. В книгах уже содержатся готовые сценарии занятий для малышей и старших деток (6-7 лет). Ничего не надо придумывать и подбирать подолгу материал.
Подробные конспекты уроков, в которые я заглядываю краем глаза во время музыкальных занятий, помогают правильно выстроить беседу, обратить внимание на что-либо. Многое я открываю и для себя.
В книге есть также и ноты. Все песенки довольно несложные, можно наигрывать их прямо с листа или же, если мама не владеет нотной грамотой, то все отрывки можно найти в интернет. Все произведения, которые автор предлагает обсудить с малышом, построены на контрасте. Сборников достаточно много, можно выбрать их них то, что вам наиболее подходит: "Настроения, чувства в музыке", "Природа и музыка" или  "Сказка в музыке".
Мы с Сережей с двух лет стали заниматься с наиболее близкой для малыша теме - звуков животных и птиц. Я создала подборку из "Карнавала животных" Сен-Санса и просила Сережу догадаться, о ком нам рассказывает музыка, к примеру, о кукушке или лебеде. Почему? Потом я изображала мимикой и жестами эту птицу, Сережа иногда повторял за мной.
После того, как мы прошли все отрывки, Сереже очень понравилось играть в музыкальное лото. Я включала какой-либо кусочек произведения, а Сережа должен был назвать животное или выбрать карточку с фото. Также часто во время занятий с пластилином я ставила тот или иной музыкальный отрывок, и мы лепили какое-либо животное.
Сначала, когда я узнала серии этих книг, перед покупкой меня смутил тот факт, что там в каждом сборнике напечатаны ноты, а у нас дома нет фортепиано. Но в содержании я увидела список всех музыкальных произведений и без труда создала свой плей-лист.
После таких занятий я заметила, что Сережа стал более эмоционально восприимчивый к музыке. Я вижу, что мелодия может затронуть его чувства, а не просто пройти мимо фоном. Многие отмечают, что музыка еще и развивает нравственное чувство. Не могу с этим не согласиться. Сергуня, как мне кажется - больше аудиал и поэтому может подолгу слушать музыкальные отрывки. Но, если музыка, становится тревожной или чересчур грустной, то просит немедленно выключить.
Начав заниматься по книге Ольге Римко (Озон, Лабиринт), мы познакомились с понятиями "минор" и "мажор", и Сережа уже не стал так категорично относиться к печальной музыке. Мне показалось, что сказки, что приведены в книге для нашего возраста слишком длинные. Но материал очень интересный и наглядный, если рассказывать его своими словами. Ничего лучше я для нас пока не нашла. Очень много музыкальных терминов, которые даны в доступной форме. Я семь лет проучилась в музыкальной школе, но только недавно узнала, почему гамму так  называют. Просто великолепная глава о длительности ноток. Я думала, как объяснить Сереже, что значит "целая", "половинка" и четверть. А тут мы за пять минут разобрались.
Еще более серьезно я стала относиться к музыкальным занятиям после посещения логопеда перед детским садом. Она сказала, что в семьях, где детки изучают второй иностранный язык, пение просто обязательно. Это является профилактикой заикания, что часто бывает, когда ребенок начинает активно говорить сразу на нескольких языках. Речь еще несовершенна и путается в звуках другого языка, не успевает за мыслью. А ребенок торопится сказать, спешит, волнуется... К тому же при пении малыш учится управлять своим дыханием.
Занятиями я очень довольна. Сережа стал лучше чувствовать ритм, хотя по-прежнему отказывается прохлопывать мелодию ладошками. С первых нот определяет название произведения. Сразу с первого урока стал играть простые детские песенки.
Но научиться играть на инструменте - это такой колоссальный труд! Не знаю пока - хватит ли желания у Сережи? Но, по крайней мере, я хотя бы смогу дать ему сейчас тот музыкальный минимум знаний, который пригодится ему в жизни.

0 коммент.:

Отправить комментарий