среда, 2 июля 2014 г.

Как мы изучаем живопись

В блок наших обязательных еженедельных занятий всегда входит маленький мини-урок по искусству, на котором мы с Сережей рассматриваем творчество великих художников и создаем свои маленькие шедевры.
Началось все, наверное, как и у многих с выставки репродукций картин на стенах. Сережа был еще совсем малыш, но уже мог пальчиком показывать, где у нас "Золотая осень", а где "Девочка с персиками".
Я считаю, что первые картины должны быть большого формата и с правильной цветопередачей. Я использовала наборы "Мир искусства" "Пейзаж" и "Портрет". В них карточки напечатаны на плотном картоне, поэтому до сих пор выглядят почти как новые, хотя мы их очень активно использовали. Сейчас у Сережи самый любимый набор, в котором собраны иллюстрации к самым известным сказкам (Озон).
Но очень скоро этих карточек стало не хватать, т.к. за месяц Сережа выучил их все, и я приобрела комплект от компании "Умница" "100 шедевров. Времена года в искусстве". В нем репродукции небольшого размера, но зато на обороте каждой есть интересная информация об авторе, композиции, задумке художника и т.п.
Когда Сереже был годик я показывала по 2 карточки два раза в день. Сейчас Сережа уже смотрит целиком все картины из папки, посвященные одному времени года. Обычно я описываю картину, Сережа читает название и автора, а затем мы вместе обсуждаем сюжет, придумываем историю, рассматриваем мелкие детали.
Примерно с двух лет я стала описывать картину, а Сережа начал "видеть" на ней себя, маму, домик у бабушки в деревне и т.д. Так ему было гораздо интереснее, чем просто смотреть на безликие образы, с которыми его ничего не связывает.
Сейчас Сережа уже сам рассказывает о настроении, цветовой гамме картины. Есть у него и любимые произведения. Так про "Аленушку" Васнецова он готов слушать бесконечно долго. Я уже и не знаю, что еще добавить к описанию, а он все просит:)
Так уж получилось, что именно с "Аленушки" мы начали придумывать истории по картинам: что было до того момента, который изобразил художник, а что случилось потом? Мне кажется, что это очень развивает фантазию малыша и его речь, тренируя навык связного рассказа.
Иногда я заранее подбираю картины одного художника и мы делаем "выставки", как в музее. Несколько раз мы играли в "экскурсовода". Сережа привозил на школьном автобусе "детишек" в музей и рассказывал им о великих полотнах. Конечно, делал он это пока с помощью моих наводящих вопросов. Но с 2 лет и 9 мес. у него уже стало получаться составлять связный рассказ из 3-4 предложений по картине.
Кстати, я заметила, что наши вкусы с Сережей часто не совпадают. Я люблю Монэ, Куинджи, Сурикова, а Сережа обожает Джузеппе Арчимбольдо и Васнецова.
Часто я придумываю разные игры и задания. Например, подобрать цвета и оттенки, которые есть на картине:
 
Исключить лишнее (убрать картину другого жанра или лишнего автора в цепочке).
Прошлым летом Сережиной сестре Ане очень нравилось "оживлять" картины: играть в медвежат, резвящихся на поляне ("Утро в сосновом лесу" И. Шишкина).
Или изображать испуганных надвигающейся грозой детей ("Дети, бегущие от грозы" К. Маковского).

Иногда мы используем творения великих мастеров для вдохновения и создания собственных мини-шедевров.
Вот несколько примеров работ Сережи (3 года):
Навеянное творчеством Айвазовского - Сергунин "Закат солнца".
И вариация на тему "Грачи прилетели" Алексея Саврасова. Муж почему-то увидел в этой картине ежиков, забравшихся на рябину)
 Позднее еще планирую сделать обзор всех наших книг и пособий по живописи. 

2 коммент.:

Анонимный комментирует...

Уважаемая Светлана! Впечатляет с какой любовью и фантазией Вы проводите занятия. И делитесь такими сокровищами с нами. Вы писали,что занимаетесь с 5 месяцев. А как были построены Ваши занятия? Прочитала про Шичиду,планируют заниматься по этой методике. Мы (доче 5месяцев) случаем классику,танцуем под неё, слушаем английский. Что у Вас получалось делать до года? Елена.

Света комментирует...

Спасибо большое!
До года мы занимались чтением целыми словами по Доману, английским, математикой с красными точками, много гуляли, делали массаж и гимнастику. Что касается методики Шичида, то в этом возрасте у нас был только показ карточек на большой скорости, но они повторялись, т.к. у меня не было тогда столько материала. Где-то с 9 мес. начали играть с мандалами. Тогда же я ввела игры на интуицию, рисование пальчиковыми красками, сенсорные коробочки. Я много разговаривала с малышом, читала стихи (самое любимое у нас было "У Лукоморья"), делала динамическую гимнастику. Наверное, все, как у всех.
Если интересно, то с 4 мес. я вела Сережин дневник на "Умнице". Там есть все наши этапы развития: http://club.umnitsa.ru/users/sergunkina

Отправить комментарий