пятница, 5 декабря 2014 г.

Как мы занимаемся музыкой

В конце лета мне очень хотелось найти для Сережи школу развития, где были бы серьезные музыкальные занятия, т.к. я видела, что Сережа тянется к музыке, ему это действительно интересно. Как-то раз он обнял меня и прошептал на ушко: «Мамочка, может быть, когда папа заработает много денег, то купит мне фортепиано. На ксилофоне и металлофоне я уже умею играть и хочу научиться теперь и на пианино!»
Сменив две музыкальные школы, мы нашли почти идеальный вариант.
Занятия проходят по трем направлениям:
-развитие речи: детки садятся в кружочек, слушают сказки, стихи,  учат буквы, смотрят кукольный театр. Но Сережа туда ходить наотрез отказался из-за преподавателя.
- творчество и развитие мелкой моторики: каждый месяц занятия разные. В ноябре это было рисование, а сейчас лепка.  Это красавица-луна и сияющие звезды на ночном небе:
(другие Сережины рисунки из школы можно посмотреть тут).
музыкальный урок, где ребята поют, играют в подвижные игры, слушают  музыку, делают гимнастику для язычка, упражнения для пальчиков, отбивают ритм деревянными ложками, узнают музыкальные термины.
Такого одного короткого урока в неделю по музыке Сереже недостаточно. Поэтому один-два раза в неделю мы еще занимаемся с Сережей дома. Он каждый вечер не по разу просит включить ему музыкальные инструменты, чтобы послушать. Из всего их многообразия  выделяет банджо и орган.
Итак, что мы делаем:
 - Выполняем несколько упражнений на развитие музыкального слуха. Сережа закрывает ладошками глазки, а потом должен определить, что за инструмент играет. Дома у нас есть бубен, барабан, ксилофон, маракасы, колокольчики, погремушки, расписные ложки.  Сейчас можно купить музыкальные инструменты очень хорошего качества сразу наборами, например такой  или такой.
Иногда я включаю короткие отрывки, где звучит испанская гитара, балалайка, саксофон и т.п. Затем также на слух определяем, какая нотка выше, какая ниже. Мечтаю купить для этого упражнения вот такие маленькие колокольчики:
Музыкальные колокольчики, 16 см

- Тут же, не убирая инструменты, прошу повторить или прохлопать за мной мелодию
- Пропеваем нотки (гамму), повторяем ноты на нотном стане.
- Слушаем новую музыкальную композицию. После прослушивания я прошу рассказать о характере мелодии, о том, какие чувства у Сережи вызывает эта музыка. Часто смотрим по Сережиной просьбе отрывок из балета "Щелкунчик". Мне больше всего нравится постановка Мариинского театра.

По ходу я рассказываю о профессии дирижера, о том, какой инструмент сейчас играет, а также о разных музыкальных и балетных терминах (оркестровая яма, пачка, пуанты, увертюра и т.д.)
«Щелкунчика» Сережа полюбил в два с половиной года после того, как у нас дома появилась чудесная книга с иллюстрациями Джей Элисон (Озон, Лабиринт, Рид). Я пересмотрела множество изданий этой сказки и остановилась на этом.

600x611
Для меня эта книга просто идеально передает настроение Рождества: в гостиной стоит елка до потолка, украшенная игрушками, за окном падает пушистый белый снег, а в доме тепло и уютно и пахнет имбирными пряниками.
600x617
Язык простой и понятный, но в то же время удивительно красивый и богатый. А иллюстрации выполнены как будто на растрескавшейся бумаге. На первый взгляд они показались мне какими-то неестественными, слишком вытянутыми, но после пары прочтений я уже и представить себе не могла что-либо лучше.
600x606

- Кроме рождественской сказки Петр Ильич Чайковский создал целый цикл музыкальных произведений для детей. Здесь и всем знакомая «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Зимнее утро» и др. Сейчас Сережа включает их даже  чаще, чем любимых «Бременских музыкантов».
В первый раз мы просто слушаем музыку, обсуждаем ее характер, говорим о том, какие чувства она вызывает, что композитор хотел сказать этой мелодией. К каждому произведению я рассказываю коротенькую сказку-прелюдию, иногда мы читаем стихи или сказки.
Например, перед прослушиванием отрывка «Марш оловянных солдатиков» мы открыли сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с иллюстрациями Антона Ломаева (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп).
А затем пробовали маршировать по комнате и отбивать ритм барабанными палочками.

- Часто мы рисуем под классическую музыку. Чаще всего это «Времена года» Вивальди или произведения Шопена и Баха. Я не ограничиваю фантазию Сережи и просто прошу нарисовать характер музыки, используя те краски, которые лучше всего передают ее настроение.
Всю музыку Сережа пропускает через себя. Он очень тонко чувствует ее тревожный характер и весь напрягается, сжимается и боится. Иногда он самостоятельно придумывает игры по сюжетам прослушанных произведений. Например, после того, как мы познакомились с отрывком Эдварда Грига "В пещере горного короля. Танец троллей", Сережа даже придумал «танецтролльную машину», в которой «мотор заурчал, и все троллики запрыгнули и помчались! А она «вруммм!» разгоняется, и троллики в ней трясутся. А последним идет горный король. И ему сказали: «Ты опоздал!» и не пустили его».

- Также я знакомлю Сережу с некоторыми музыкальными терминами (форте, пиано, аллегро, анданте, адажио, легато, стаккато и проч.) В этом очень помогает энциклопедия Ольги Римко (Озон, Лабиринт, Майшоп,  Рид), в которой материал изложен в виде сказочных историй. Из этой книги я беру некоторые идеи, как можно что-то обыграть или объяснить Сереже.

- А в конце урока мы поем и одновременно выполняем движения под музыку (песенки, которые мы учим в детском саду и на занятиях в школе). Также Сережа очень любит простые подвижные игры ("У медведя во бору", "Я - собачка пес Барбос" и "Зайка попляши".
А вы как занимаетесь?

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Как разнообразно и интересно вы занимаетесь! Отдельное спасибо за наводочку на автора Ольгу Римко - обязательно приобретем для своих занятий! Вот у меня появилась просьба, опубликовать как-нибудь ваш с малышом плей-лист, может по разделам (больше нравится, по возрасту, по тематике?). И, если не сложно, ответьте: как занимались с малышом музыкальным развитием в 1-1.5 лет?

Отправить комментарий