вторник, 2 декабря 2014 г.

Как нужно изучать географию. Личный опыт

Отдельным блоком в наших занятиях с Сережей стоит география. Мы можем просто читать книги об окружающем мире или же пару дней изучать конкретную страну. (Как мы обычно путешествуем можно посмотреть здесь.)
Если у нас выдается свободный вечер после сада, то весь его мы можем посвятить игре с картой.
«Большое путешествие» появилось у нас сразу после его выхода в свет. Сереже тогда было 1.7 г. Попробовав некоторые игры из методички, я поняла, что они написаны с точки зрения взрослого человека, а не основаны на опыте занятий с малышами.  На тот момент нам не подошло ничего, и я стала придумывать игры сама.
Для Сережи самым интересным оказалось прыгать по материкам, лежать на карте и «грести» руками, плывя в океане, катать машины по разным странам. За пару занятий мы выучили все континенты и океаны. Помню, что Сережа смеялся каждый раз, когда я ему говорила: «Смотри-ка, твоя ножка попала в Антарктиду. Сейчас она в сосульку превратится!» И Сережа тут же попой "Плюх!" на Африку.
Из большой коробки из-под телевизора я даже сделала Сереже кораблик , чтобы на нем можно было путешествовать в разные страны.
4032x3024
Сережа (совсем еще малыш) пытался аккуратно красить штурвал и якорь, а потом помогал развешивать флаги и забивать гвозди.
Штурвал держался на огромном гвозде и мог вращаться в обе стороны. Якорь крепился к борту на цепочку от ванны. Его можно смело скидывать за борт, когда корабль причаливает к берегу. На случай, если вдруг в пути судно застигнет полный штиль, у капитана имелось «весло» (желтая детская лопатка для снега) и спасательный круг для спасения утопающих.
А на «капитанском мостике» лежали все самые необходимые приборы: карта морей и океанов, звездного неба, компас, подзорная труба и атлас мира.
 
Из нашего опыта могу сказать, что все тематические занятия по изучению стран неэффективны в плане усвоения материала ребенком. Можно в два года изучать Индию, раскрашивать  и украшать пайетками слонов, кушать рис и танцевать в сари из простыни с точкой на лбу… Но через пару месяцев малыш и не вспомнит, что такое индийский Красный форт, который он раз пять увлеченно строил из кубиков, а потом бомбил.
Вся информация забывается, если ее периодически не повторять. Это свойство детской памяти и ничего с этим не сделать. Мне раньше казалось, что Сережа так здорово выучил все карточки с животными и безошибочно расселяет их по местам обитания, что уж это точно надолго отложилось у него в памяти. А на деле оказалось, что нет.
Я пришла к выводу, что просто давать ребенку факты с оборота карточек – это малоэффективно. Большую часть малыш все равно забудет. В пользу «Энциклопедических знаний» по Доману я не верю. Может быть, это и колоссально развивает память, но это было скучно и неинтересно для моего Сережи, поэтому я забросила это дело, так и не успев его начать.
Уверена в том, что нужно давать ребенку такую базу знаний об окружающем мире, чтобы он мог понимать закономерности в природе, что из чего вытекает. Сейчас у нас такой период, когда Сережа задает сотни вопросов в неделю обо всем, что его интересует. И то, что он спрашивает - это ему действительно важно и интересно понять. И сейчас уже не я на блюдечке преподношу какую-то информацию, а мы вместе с Сережей находим ответы на вопросы.
 
Расскажу немного, как проходят наши «путешествия» в какую-либо страну.
Когда мы расстилаем на полу карту, я спрашиваю Сережу: «Хочешь отправиться в гости к Боссе и Улле? Или, может быть, мы сегодня съездим проведать маленького Кротика?»
Хотя прошло уже много времени с первых наших таких уроков, а Сережа каждый раз, как мы открываем книгу по которой путешествовали, сразу же бежит к карте, чтобы показать, где живут его друзья. И даже, когда папа смотрит новости, Сережа спрашивает у него: «Папа, у тебя тут про Украину? Хочешь, покажу тебе ее?»
А, если еще спросить тихим шепотом: «А ты не испугаешься спрятаться с фонариком в палатке, чтобы выследить Лохнесское чудовище?» или «У тебя есть теплая куртка и валенки, чтобы мчаться на собачьей упряжке к северному сиянию?», то тут же ребенок за минуту самостоятельно оденется и фонарик с ледянкой с балкона притащит.

И вот, когда Сережа уже весь  в предвкушении, набьет маленький рюкзачок «припасами» (яблок-пряников-машинок наложит), я грустно объявляю: «Нет, не поедем никуда! Что нам там делать?» Сережа что-нибудь предложит: «На санках кататься», к примеру. «Думаешь, там есть снег? Давай-ка посмотрим!» И мы ищем страну на "Картах" (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп) и разговариваем о ее особенностях.
Я подчеркиваю связь местности, рельефа, климата с занятиями людей. Если у страны есть выход к морю, то, значит, можно ловить рыбу, строить морские суда, перевозить грузы на кораблях. А, если тут еще и тепло, то можно сюда приезжать отдыхать, купаться, загорать, кататься на водных лыжах. А еще можно построить аквапарк, гостиницы, чтобы людям можно было в них жить.

И тут же говорим о:
- достопримечательностях (что можно посетить интересного, чтобы не скучать в отеле);
- национальной кухне (чем нас будут угощать), опять же связывая ее с тем, что здесь растет, обитает и производится;
- культуре (писателях, художниках, композиторах, которых мы уже знаем: «А ты знаешь, что именно в этой стране жили два брата, которые придумывали сказки для детей? Как их звали?);
- о людях в этой стране (уровне их образованности, национальном характере и традициях, уровне жизни);
- и даже экономике (какие в этой стране деньги, богатая она или бедная, почему и т.д.)
Может быть, кто-то скажет, что не надо это все давать ребенку, что это явный перебор. Но то, что я написала выше сложными словами, можно легко преподнести малышу в простой и доступной форме. Вопросы заставляют его думать, запоминать и, самое главное, понимать суть, выявлять закономерности и причинно-следственные связи.
Можно придумывать полночи и проводить грандиозные тематические занятия, но они не дают глубокого понимания процессов. Да, они интересные, развивают творческие способности и мелкую моторику плюс физическая активность и удовольствие от игр.  Мы это все проходили, и сейчас я пришла к необходимости немного другого подхода, в котором я вижу смысл и дальнейшую перспективу.
Пока мы разбираем только крупнейшие страны мира, а в дальнейшем я  планирую перейти и к России, тем более, что сейчас появилось такое чудесное подспорье (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп). На будущее у меня еще припасена раскраска-бродилка-находилка с интересными заданиями.
 
Занятие обычно проходит по такому плану:
- развозим в кузове грузовика флаги по разным странам. Можно усложнить задание, если поставить задачу заранее выбрать из коробки флаги только того материка, на который отправится машина (т.е. если едем в Северную Америку, то загружаем в багажник только Канаду, США, Мексику и т.д.)
- смотрим презентацию с достопримечательностями;
- рассматриваем "Карты" (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп),
- клеим наклейки с достопримечательностями  (Озон, Рид, Майшоп);
- делаем несколько творческих работ;
- играем в подвижные игры (н-р, катаемся на оленях, строим вигвам, изображаем животных, охотимся на бизонов и т.д.);
- наряжаем Сережу и Аню в национальную одежду;
- а затем за пять минут мастерим костюмы и для себя (танцуем в них или просто красуемся перед зеркалом).
- готовим национальное блюдо страны или я покупаю заранее продукты, которые там растут или производятся (финики, апельсины, рахат-лукум и т.д.);
- читаем книги, рассматриваем картины или слушаем музыку писателей, художников и композиторов, которые там родились и жили.
Но к таким занятиям я обычно не готовлюсь, только подбираю фотографии и по дороге домой с работы придумываю, как все обыграть, чтобы Сереже было интересно. Я считаю, что пользы от таких занятий в плане запоминания информации немного. Для меня это просто тесное общение с Сережей, от которого мы оба получаем удовольствие.  И, по-моему, это неправильно, если мама тратит на подготовку к такому ТЗ более 5-10 минут. Ночью мамы должны спать. А, если уж не спать, то совсем по другим причинам)

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Света, спасибо тебе большое-пребольшое! Опять и опять возвращаюсь к твоим записям!

Отправить комментарий