понедельник, 10 ноября 2014 г.

Занятие по методу Шичида (Сереже 3 года)

Мы продолжаем заниматься с Сережей по методу Шичида. Сережа начал ходить в детский сад, поэтому по вечерам времени почти нет. Зато у меня получается подготовить материал для полноценного большого занятия один раз в неделю.
Вот так выглядят "плоды" одного из наших уроков:
Традиционно мы начинаем с упражнений на дыхание, "сбрасываем" с себя всю отрицательную энергию под успокаивающую музыку, делаем зарядку для глазок, смотрим флеш-карты.
Если честно, то сейчас я очень сомневаюсь в каком-либо эффекте от просмотра карточек. И, наверное, в будущем откажусь от них, т.к. подготовить карточки на неделю вперед стало для меня непосильным трудом. И, не видя никакого эффекта от них, мне просто жаль своего времени.
Тот, кто хотя бы раз в жизни составил подборку хотя бы из 100 фотографий, меня поймет. Шичида предлагает постепенно увеличивать количество картинок в презентации, стремясь к тысяче карточек. На сегодняшний момент Сережа хорошо воспринимает около 450 слайдов. Поэтому мне нужно подобрать почти две с половиной тысячи картинок на 5 дней.
 
Немного разочаровавшись в карточках, мне хорошо виден прогресс в сетке памяти и абсурдных историях. У Сережи, как мне кажется, преобладает слуховая память, поэтому он гораздо лучше и охотнее слушает и повторяет "глупые истории" сразу после пробуждения. Я сочиняю их прямо на ходу и иногда сама в нескольких местах успеваю забыть, что там было дальше. Приходится просить подсказки и удивляться тому, как Сережа все помнит, хотя и слушает вполуха, катая свои машины.
Для развития зрительной памяти я использую распечатанные фотографии небольшого размера. А иногда Сережа сам готовит карточки для смешных историй. Я разрезаю лист картона на маленькие квадратики, и в центр каждого Сережа приклеивает изображение. Сейчас Сереже очень нравится клеить наклейки "Времена года". Кроме развития мелкой моторики у ребенка, они хороши еще и тем, что по ним получаются довольно интересные истории. И еще я заметила, что Сережа гораздо лучше играет тем, что сделал сам.

"Сетка памяти" - это, пожалуй, сейчас самое любимое наше упражнение. Долго Сережа отказывался его признавать, пока я не придумала, что перевернутые вниз лицом фотографии всевозможной техники - это у нас "гаражи" для машин, куда вечером они отправляются спать. А утром их либо сторож будит по очереди или водители "заводят ключиками". Или они вдруг сами фары включают. Или сигнализация внезапно срабатывает... В общем, вариантов игры много. Все ограничено лишь маминой фантазией.
Вообще, все, что связано с каким-либо транспортом, Сережа воспринимает на "ура". Недавно мы стали играть в "пробку". Сережа врезается одной машиной в другую, имитируя аварию. Я же выкладываю карточки с эмблемами машин друг за другом в линию. Это машины, стоящие в пробке. Или же марки машин, которые тоже "врезались". Потом быстро все убираю, а Сережа по памяти должен перечислить все машины приехавшему на место аварии полицейскому.
Мне кажется, что с подобными играми самое главное - это найти тот сюжет, который будет интересен ребенку, и тогда он с удовольствием будет запоминать. Вернее, Сережа даже не ставит себе такую цель - запомнить. Глядя на него, не скажешь, что он чем-то себя утруждает или как-то более внимательно наблюдает. Все происходит очень естественно и непринужденно.

Как и раньше, я показываю мандалы и похожие картинки в рамках упражнения на развитие фотопамяти. Мандалы уже очень сложные, даже мне в них тяжело ориентироваться после перемешивая без подсказки. Поэтому я ставлю на обратной стороне крестик на той карточке, которая предназначена для показа. А вот Сережа мгновенно показывает правильный ответ. При этом со стороны все выглядит так, как будто другого (неверного варианта) ответа и быть и не может.
С раскрашиванием мандал дело у нас так и не пошло, т.к. Сереже это просто неинтересно. Раскраски Сережа признает только с машинами. Будет стараться, пыхтеть, делать все аккуратно и красиво. А мандалы... Ерунда какая-то, недостойная внимания настоящего мужчины)))

В дополнение к урокам по математике, о которых я писала тут, мы практикуем и занятия на японских счетах. Сначала мы смотрим презентации по соробан, а затем отрабатываем навыки на счетах. Ниже я привела пример одного такого видео.
Из нашего опыта занятий могу сказать, что запомнить и освоить принцип сложения и вычитания на счетах нетрудно. Буквально после нескольких занятий Сережа понял, ка определить или отложить какое-либо количество на счетах.
Гораздо труднее с так называемой "визуализацией". В три года у Сережи еще нет стимула что-то там представлять в уме и какого-либо понимания, зачем все это нужно. Летом я пробовала заниматься на счетах с племянницей Анютой (ей 6 лет). У нее прямо какой-то задор и стремление именно научиться считать на счетах, поэтому она схватывает буквально на лету. На первом занятии я показала, как откладывать количества до 20, а он тут же догадалась (причем, сама, без моих каких-либо наводящих вопросов и подсказок, как получить 30, 40, 50 и т.д.) Поэтому я пока думаю отложить серьезное и вдумчивое овладение соробаном на некоторое время.

После математических занятий мы читаем книги по Доману (слово-картинка) в режиме быстрого мелькания карточек (0.5-1 сек.) Хотя Сережа уже довольно давно вышел в самостоятельное чтение, но мы продолжаем смотреть презентации, чтобы не потерять навык и для тренировки скорочтения. Слова мелькают так же быстро, как и презентациях с флеш-картами (т.е. меньше секунды на слад).
В последнее время Сережа начал самостоятельно читать и на английском. Но тут я использовала не только метод чтения целыми словами, но и просто "слежение глазками" за пальцем в книге.

Иногда я еще предлагаю Сереже несколько игр на развитие интуиции. Больше всего ему нравится угадывать, в какой тапке спрятались машинки. Сергуня просто пищит от восторга и предлагает сыграть еще и еще.

Когда  замечаю, что Сережа немного подустал, то мы переключаемся на музыку. Постепенно у меня в голове сложилось представление, какой минимальный музыкальный "багаж" я хочу дать Сереже. В перспективе я рассматриваю возможность обучения на инструменте, если у Сережи будет желание.
На этом «обязательная программа», если ее можно так назвать, заканчивается, и мы приступаем к большим блокам занятий на развитие лингвистических, музыкальных, математических, творческих способностей, изучаем окружающий мир и фантазируем.
О многом я уже отдельно писала. Такой формат занятий оказался очень удобен для нас в условиях посещения детского сада. Каждый вечер мы посвящаем какой-либо области. Периодически я заглядываю в наше расписание занятий, чтобы ничего не упустить.

Шичида уделяет много внимания развитию мелкой моторики. Некоторые наши сенсорные коробочки я уже показывала. Играть с формочками в песке Сережа может самозабвенно и подолгу. С пластилином у нас дело плохо, а вот все, что касается рисования Сережа просто обожает.
Также Сереже доставляет удовольствие возиться с тестом, лепить котлеты, перебирать мелкие предметы и просеивать крупу сквозь пальцы.
Для подготовки руки к письму я использую творческие альбомы:
-"Каляки" (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп):
Сережа очень любит задания, где нужно что-то обвести, дорисовать по точкам или пройти запутанный лабиринт. Уже получается довольно аккуратно. (Сережина работа в 3.3 года)
- Сережа в восторге от книги, где нужно проводить по точкам линии, чтобы получился контур какой-либо техники (пожарной машины, трактора и проч.) Плюс там еще более сотни наклеек, поэтому неудивительно, что этот альбом у нас сейчас в фаворитах. (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп);
- ламинированные карточки с заданиями (например, такие или "100 игр в дорогу" от "Умницы" и проч.)

 
- рабочие тетради Кумон ("Лабиринты" и "Простые линии"):
Лабиринты проходит легко. Уже научился сначала глазками просматривать путь, а потом только рисует. Но так бывает и ошибки, которые удается миновать, если пальчиком прослеживать весь путь.
Лабиринт слева мы рисуем левой рукой, справа - правой.
 
Тематика творческих работ почти всегда связана с транспортом. Это Сережа поехал за одуванчиком для мамы (полностью самостоятельная работапальчиковыми красками):
 Мозаика из обрывков цветной бумаги по нарисованному мною контуру. Сереже очень понравилась эта техника, поэтому на следующий день мы сделали еще автобус и грузовик.
 А это мы повторяли картину Винсента Ван Гога "Пейзаж в Овере после дождя". Сережу привлек паровоз на заднем плане и он просто загорелся желанием рисовать. Кружочки рубинового  цвета - это вагончики, ниже - железная дорога. Для неба мы смешивали на палитре черный с белым, добиваясь нужного оттенка.
Это оригинал:
Осенью мы мастерили смешных человечков из шишек и желудей. Но обычно такие поделки у нас долго не живут.
Где-то после двух лет Сережа научился резать ножницами. Самым любимым занятием у него было вырезать машинки из каталогов и приклеивать их в альбом. Сейчас он уже может довольно ровно резать по контуру, вырезать колеса и детали машин.
Этот паровозик Сережа клеил и вырезал вместе с папой. Труду муж сделал сам, а все остальное - Сережиных рук дело.
Просто колоссальный скачок в вырезании произошел тогда, когда мы меньше за неделю выполнили все задания из книги "Учимся вырезать" (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп). Если честно, то перед приобретением я прочитала множество восторженных отзывов на эту тетрадь, но до конца не верила тому, что ребенок может так сильно ей увлечься и за пару дней продвинуться в вырезании так, как не смог бы и за несколько месяцев.

Иногда мы делаем аппликации нитками. Но сложность этого задания в том, что нитки все время норовят приклеиться к пальцам.
 
 
Как мне кажется, самое главное во время урока - это как можно чаще проводить смену деятельности, чтобы удержать внимание и интерес ребенка. Это не всегда получается, т.к. Сережа может попросить играть во что-то еще и еще раз, если ему нравится. Поэтому все основные упражнения я провожу в первой части занятия, а выполнив "программу-минимум" даю возможность Сереже поиграть всласть. Но я стараюсь все же переключать внимание и по очереди выдаю паззлы, мозаику, карточки с цветами, конструктор, танграм, дудочки/перышки/снежинки для дыхательных упражнений, массу для лепки, сенсорную коробочку, лото, домино и т.д.
 
И в заключении хочу поделиться парой своих мыслей об этой методике. Мне в ней нравится то, что в одно занятие включены упражнения практически все области, которые мне хотелось бы развить у Сережи (кроме физического развития). Я плохо себе представляю, как можно отобрать мозаику у ребенка через пару минут, когда собраны только два колеса у грузовика только потому, что уже закончилось время, отведенное на это занятие.
Я не могу сказать, что провожу занятие в точности так, как описывал его Макото Шичида. У нас присутствуют лишь некоторые его элементы, адаптированные под Сережин возраст и его интересы, и то, что я считаю важными для развития.
Если говорить о целях, которые я преследую, занимаясь по методике Шичида, то изначально для меня были очень привлекательны те результаты, которые обещал автор (фантастически развитая фотопамять, музыкальный слух, математические способности и проч.) Сейчас же - это просто гармоничное развитие. В три с небольшим года я могу отметить хорошо развитую фантазию у Сережи, любознательность, грамотную и богатую речь, увлечение музыкой и балетом, хорошее владение английским языком, огромный словарный запас. И это все - результат нагих ежедневных занятий.


0 коммент.:

Отправить комментарий