вторник, 18 марта 2014 г.

Занятия по методу Шичида (2.6-2.9 года)

В последнее время содержание наших занятий по методу Шичида немного поменялось. Во-первых, Сережа стал старше, и многие игры, суть которых он не понимал раньше, можно сказать, "пошли". А во-вторых, я стала использовать гораздо больше готового материала из различных развивающих книг, творческих альбомов и распечатанных карточек с заданиями.
Обычно мы проводим один-два "дня Шичиды" в неделю. Я с вечера складываю на подоконник необходимый мне материал для занятий. Выглядит это примерно так:
Когда Сережа просыпается, я включаю классическую музыку. Мы лежим в кровати, обнимаемся и, фантазируя,  придумываем, что могло происходить под эту музыку, какие чувства она вызывает, что хотел передать композитор, когда создавал какую-либо мелодию. Я в мельчайших подробностях стараюсь нарисовать яркую картину, которую представляю себе, когда слушаю композицию, чтобы Сережа мог себе ее представить. Иногда Сережа меня удивляет и рассказывает какие-то свои ассоциации. Например, сегодня утром, слушая "Времена года. Апрель" П.И. Чайковского, Сережа просил рассказать ему про зайчат, которые прыгают по лужам и нюхают подснежники. Это упражнение отлично развивает речь и фантазию.
Также, лежа в кровати, мы играем в "запутанные смешные истории". Только при этом совсем не используем картинок. Я рассказываю историю, главный персонаж которой маленькая машинка, с которой Сережа спал ночью (да-да, Сергуня спит не с мишками-зайцами, а с автомобилями:)). А потом Сережа повторяет историю для "машины-засони, которая все проспала и ничего не слышала". Это задание на развитие слуховой памяти гораздо сложнее, чем аналогичное, но подкрепленное картинками.
После завтрака я включаю музыку для занятий йогой, мы смотрим презентации (часть карточек я выложила здесь), а затем я по очереди выдаю Сереже разные задания. Также перед просмотром презентаций я обычно показываю Сереже на мониторе мандалу, а после просмотра флеш-карточек прошу его выбрать их двух ту, которую он уже видел. Этим мы тренируем умение запоминать, а затем извлекать из памяти увиденное изображение. Промежуток времени в течение которого малыш держит в голове образ картинки со временем стараюсь увеличивать. Я стала показывать мандалы именно на ноутбуке из-за того, что в бумажном виде мандалы перестали Сережу интересовать. Иногда для разнообразия я прогоняю целую серию мандал, но друг за другом.
В ходе урока я стараюсь провести как можно больше игр на развитие памяти, мелкой моторики и подготовки руки к письму. Обычно это паззлы, лабиринты, проводилки, мозаика, лото, наклейки. Мне (как впрочем и Сергуне) очень нравится атлас мира с наклейками (ОзонРид). Мне тем, что в нем можно углублять наши знания по географии, а Сереже тем, что можно бесконечно клеить, клеить и клеить. В нем 350 наклеек, среди которых не только животные, но и достопримечательности, а также характерные символы, по которым легко узнать страну, как, например, цветущая ветка сакуры или борец сумо. О других книгах по географии я уже подробно писала.
Сереже также очень нравятся игры "Найди пару", например, вот такая, где нужно каждому животному подобрать узор:
Большинство игр на поиск я делаю сама, каждый раз стараюсь подготовить что-нибудь новенькое, если позволяет время.
Очень здорово, что сейчас можно купить массу интересных книг, а не готовить материал по ночам. Из тех пособий, что есть у нас я бы еще порекомендовала обратить внимание на тетради Кумон по вырезанию (Озон, Лабиринт, Рид), в которых малышу можно потренироваться в умении обращаться с ножницами. Кроме того, Сереже очень нравится вырезать машинки из журналов и наклеивать их на "автомагистраль", чтобы образовалась "пробка". Еще Сереже очень нравятся лабиринты (Озон, Лабиринт, Рид). Он обычно сам приносит эту книжку под подмышкой и просит с ним позаниматься.
Танграм у нас совсем не пошел. Зато мы с удовольствием играем с блоками Дьенеша. Несмотря на то, что они больше развивают логику ребенка, я считаю, что это тоже немаловажно, особенно для мальчика. И чтобы облегчить себе жизнь, я включаю блоки в занятие по Шичида.
Сереже очень нравится игра на осязание "Волшебный мешочек". В льняной мешок я складываю разные предметы, которые Сережа заранее не видел, а затем прошу его потрогать пальчиками и угадать, что за предметы там спрятались. Иногда мы играем утром в кровати: я прячу маленькие игрушки под подушку, а Сережа очень радуется, когда находит что-нибудь давно забытое им.
Обоняние мы развиваем в то время, когда Сережа помогает мне готовить на кухне: нюхаем баночки со специями и травами.
Если говорить о цветовосприятии, то мы используем "100 цветов" от компании "Умница" и трафареты, которые я подготовила к ним. Сережа рассматривает оттенки, сравнивает их, примеряет разные "шубки" животным и "перекрашивает" машины в разные цвета.
Что касается игр на развитие интуиции, я заметила, что чем реже их проводишь, тем поразительнее результат. Иногда Сережа может угадывать до десяти раз подряд пока не устанет. Самое главное - это каждый раз давать новый материал, чтобы ребенку было интересно угадывать.
Для развития воображения я также использую различные творческие альбомы (но самым любимым у Сережи остается тот, который появился у нас самым первым, когда Сереже исполнилось два года (Озон, Лабиринт, Рид, Майшоп)), ролевые игры и строительство из кубиков "Лего". Но этим мы обычно занимаемся на английском языке. Маленький блок английского языка (прочтение одной и той же истории, но на разных языках, как это описано у Макото Шичида) я не использую, т.к. Сережа потом непременно захочет почитать еще и другие наши английские книжки.
И каждое наше занятие заканчивается творческим заданием (о творческих альбомах, которые я использую можно почитать здесь) . Каждый раз мы используем новые техники рисования (губками, на кафеле в ванной, пузырчатой пленкой, с использованием трафаретов, отпечатков со среза картошки или просто вилки) и лепки (размазывание по определенной площади картины, раскатывание, сплющивание, с помощью формочек и т.д.) Иногда, когда у меня не хватает времени что-то придумать, мы рассматриваем картины великих художников, создавая свои шедевры. Мне в этом очень помогает комплект компании "Умницы" "Времена года". Мы обсуждаем их настроение, сюжет, то, что хотел ими выразить художник.
Вот такой, например, у нас получилась "Снегурочка" Васнецова (мятые салфетки, гуашь, "звезды" ватными палочками и "шубка" из ваты).
Пока для нас оптимальная продолжительность занятия - это около 45 минут. В это время я стараюсь успеть как можно больше, но иногда интерес Сережи к какому-либо заданию не позволяет это сделать. Я слышала, что в школе Шичида даже отбирают материал после одной-двух минут, но мы занимаемся в свое удовольствие, поэтому я не считаю нужным это делать.

3 коммент.:

Unknown комментирует...

Очень понравилась ваша игра со шкурками животных. Ссылку можно попросить?

Света комментирует...

Спасибо, Наталья! Постараюсь в ближайшее время выложить эту игру.

Анонимный комментирует...

вы такая фантазёрка))) - это классно!!!

Отправить комментарий