пятница, 29 ноября 2013 г.

Результаты занятий по методике Шичида

Я думаю, что многих мам, которые только начинают заниматься со своими детьми по методике Макото Шичида, волнует вопрос: "Какой будет ребенок через несколько лет? Не навредим ли мы ему, пытаясь вырастить из него гения?"
Я сразу поясню, что никогда не ставила перед собой цели развить именно гениальность. Мне кажется, что гении - это в большинстве своем несчастные люди с некоторыми психологическими отклонениями. 
Мне хочется пробудить в Сереже те задатки и таланты, которыми одарила его природа, чтобы в будущем  ему было легче найти свое место в жизни. Я стараюсь сделать наши будни как можно насыщеннее, интереснее, строить занятия так, чтобы каждый день был запоминающимся и приносил новые открытия и знания.
Я уверена в том, что все малыши рождаются на свет талантливыми в чем-то. А наша задача - это просто помочь им реализовать себя. Успехов и ошеломляющих результатов может достичь любая мама, которая любит своего ребенка и занимается с ним тем, что интересно ей самой (значит, она может увлечь своим энтузиазмом и малыша) и тем, к чему ребенок имеет способности. Сережины интересы очень ярко проявились уже на втором году жизни и пока что остались неизменны: машины, творчество и иностранные языки.
На всякий случай, еще раз напишу, что Макото Шичида призывает стимулировать развитие правого полушария у детей, которое отвечает за скорочтение, математические и языковые способности, интуицию и телепатию, музыкальный слух и феноменальную память. 
А сейчас я подробно расскажу, каких результатов мы достигли в 2 года и 5 месяцев.
- Развитие воображения
Можно сказать, что именно хорошо развитая фантазия и умение нестандартно мыслить больше всего привлекли меня в этой методике. Сейчас Сергуня – это настоящий маленький фантазер. Он постоянно сам придумывает какие-то новые игры. Сюжеты берет из книжек и из ума)) Сегодня нашел швабру, сел на нее верхом, скачет и поет:
Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
А потом и говорит:
У меня нога болит!
Летает по комнате на своем «помеле», конец швабры за вещи зацепляется, а ребенок в неописуемый восторг приходит от того, что за ним едет детский стульчик или тапочка.

Сережа умеет видеть в обычных вещах то, что другие не замечают. На прогулке обращает мое внимание на необычную корягу или камень и придумывает, на кого они похожи. Зацепилась веревочка от паровозика за грузовик, и они запутались вместе. Сережа: «О, какой тягач получился!» И везет грузовик на эвакуаторе ремонтировать в гараж.

Или трогает свой пупок и говорит: 
- Это колесико от джипа.
Я спрашиваю:
- А где джип?
- Он в пустыне забуксовал. Только переднее колесо торчит.

Ложится спать и играет с моей рукой: «Мама, сделай пальчики клубочком. Вот так! Я буду репку тянуть (тянет меня за мизинец). Ловись рыбка большая и маленькая!»
Придумывает свои смешные слова, например, муху-цокотуху зовет «цухарюхой». Таких примеров я могу привести целую сотню, т.к. Сережа постоянно рассказывает мне что-нибудь смешное и забавное.

- Иностранные языки
Мы начали заниматься с пяти месяцев английским, в год и три месяца подключили и немецкий. Первое слово на английском Сережа произнес  в год и месяц "бо" (ball). Сейчас он уже разговаривает развернутыми предложениями, активно включается в диалог, даже задает вопросы и говорит что-то свое. Прекрасно понимает, что произошло переключение на другой язык. Словарный запас у него очень богатый. Он слушает с интересом довольно сложные для двухлетки сказки, н-р, "Кот в сапогах" и "Золушку". 
Я всегда очень строго разграничивала языки, использовала словесную формулу переключения, никогда не помогала с «переводом» новых слов для лучшего и быстрого их усвоения. Я просто общалась на английском и немецком точно так же, как и по-русски.
Сейчас Сережа прекрасно понимает иностранную речь, улавливает значение новых слов из контекста, отвечает на мои вопросы только по-английски. Многие фразы, которые он много раз слышал, он произносит в игре «по делу» и «к месту». И это всегда неожиданно для меня.
У нас сейчас происходит активное становление речи на английском, что меня очень радует. Каждый день появляются новые предложения и часто мне даже не приходится поправлять в них порядок слов и произношение. А пару дней назад я услышала, как Сережа сам себе рассказывает сказку, да еще и такую сложную, как эта.  Я не поверила сначала своим ушам, когда услышала "Ванс ипон э тайм..." (Once upon a time) и много-много грамматически верно построенных предложений, которые не были заучены многократным повторением, а были просто описанием того, что Сережа видит на картинке в книжку, которую он листал и открывал на разных страницах не по порядку.

- Скорочтение
Как таковым скорочтением мы еще не занимались в силу возраста. Мне кажется, что пока гораздо важнее научить ребенка любить книги и получать удовольствие от чтения. Мне удалось собрать довольно большую библиотеку для Сережи, в которой собраны самые разные книги  на русском и английском языках.
Если говорить просто о чтении, то в 4 месяца я начала заниматься с Сережей по методике Домана обучению чтению целыми словами. Около года Сережа сам вышел в понятие буквы, мог выбрать из двух карточек то слово, которое я просила показать. Причем, результаты были одинаково поразительными на английском и немецком. Каким-то волшебным для меня образом Сережа мог прочесть слово из букв другого алфавита. Если карточки со словами по английскому я еще показывала ранее, то с немецким ситуация была просто не поддающаяся объяснению.
На сегодняшний момент Сережа может мгновенно прочитать знакомое ему длинное слово и коротенькие незнакомые, состоящие из трех-семи букв. В трудных словах, которые видит впервые, читает только первый слог. При этом скорость прочтения очень высокая: Сережа видит слово и тут же его озвучивает (не более секунды).

- Интуиция
Когда Сережа исполнилось 9 месяцев, то мы начали с ним пробовать развивать интуицию. Сережа стоял в кроватке, я его целовала в лобик и говорила, что у него в голове есть "третий глазик", которым он видит все игрушки, которые спрятались от него. Я показывала ему какой-нибудь маленький предмет (например, матрешку) и незаметно прятала ее под одним из разноцветных стаканчиков от пирамидки. Потом показывала стаканчики Сереже (обязательно на большом расстоянии друг от друга, чтобы он не мог схватить сразу два) и просила показать, где же спряталась матрешка.
Иногда результат был просто удивительный (5 из 7 или 8 из 10 угадываний)! Причем, неверные ответы били только два последние, когда он уже уставал. А бывали случаи, когда Сережа отказывался играть и упрямо брал все левой рукой.
А еще бывали ситуации, когда Сережа наотрез отказывался куда-либо ехать со мной, капризничал и убегал, даже плакал. Один раз мы в автобусе потеряли сапог, в другой раз, отойдя только несколько шагов от дома, упали в лужу, подскользнувшись на льду (причем, вместе). Может быть, это просто совпадения, а, возможно, и нет...

- Математические способности
В 4 месяца мы стали заниматься математикой по Доману. Программа Домана и Шичида во многом похожи. Но у Шичида она показалась мне намного легче именно в примерах, которые он предлагает. Мы попробовали обе. Но после того, как мы просмотрели все количества по Шичида, Сережа наотрез отказался смотреть примеры, которые были уже очень легкими для него после Домановских.
- Сережа может сосчитать по порядку от 1 до 30 на русском, немецком и английском.  Знает, как выглядят все эти цифры, может показать любую. Может решить в уме примеры на сложение и вычитание в пределах от ноля до трех (например, 2+1 или 3-3). Дальше трех решает только тогда, когда видит реальные предметы, про которые говорится в задаче.
- Прекрасно понимает, что такое ноль. Может на глаз определить количества от 0 До 5 без пересчитывания.
- Может без труда показать, где больше, а где меньше, а также один-много, выше-ниже, слева-справа и т.п.
- Мы уже прошли все книжки, которые есть у нас дома, где есть задания по математике для деток 3-4 лет.
Но самое главное – это то, что Сереже нравится считать. Он любит цифры и показывает их везде: на машинах, номерах страниц в книжке и т.д. Сережа видит математические знаки и термины во всем. Читает ценники в магазинах, продает бензин и покупает машины за деньги, когда мы играем в "Лего".
Интересуется цифрами больше ста: выкладывает по 3-4 цифры рядом и просит меня назвать это число. Каждый день играет с деревянными цифрами: берет любые две, называет получившиеся число (например, 14), потом меняет цифры местами: "А теперь получилось 41!"

- Развитие памяти
О каких-либо феноменальных результатах пока говорить рано, но многие отмечают отличные Сережины знания и общую эрудицию. Сережа знает наизусть множество стихов и песен. Может рассказать даже такие длинные стихотворения, как "Лукоморье" и "Жил на свете самосвал". Сережа помнит в деталях многие события, которые произошли очень давно и может поразить меня, поделившись тем, что его поразило и врезалось в его память.

- Музыкальные способности
Сережа - очень музыкальный мальчик. Может по первым нотам узнать мелодию и назвать ее. Очень часто слушает музыку, затаив дыхание. Мне иногда даже кажется, что, услышав красивую и мелодичную музыку, которая его тронула, он даже забывает дышать. Слушая классику, Сережа при этом ничего другого делать не может и даже сердится на меня, когда я прошу его доесть суп: "Мама, ну я же слушаю песенку!"

Когда два года назад я только начинала заниматься с Сережей, пробуя разные методики и выбирая то, что подходит именно нам, я и представить не могла, что можно будет добиться таких успехов. Сейчас, глядя на Сережу и видя, как он быстро растет, мне очень хочется, чтобы он подольше оставался маленьким "почемучкой".

9 коммент.:

Unknown комментирует...

Света, прочитала про Ваши результаты, но если честно ничего, связанного с методикой Шичиды, не увидела. Иностранными языками Вы занимались с 5 месяцев, я не уверена, что так рано это нужно, но это другой вопрос. Математика и чтение у Вас были домановские (ну, может быть, математика вперемешку с Шичида, т.к. они похожи), но как и Доман, так и Шичида говорят о распознавании без пересчитывания, т.е. ребенок, прошедший программу по Доману по идее мгновенно отличает 34 точки от 35, а до 5 это просто даже для человека с левополушарным мышлением. Воображение - вообще свойственно детям. Когда мой племянник был маленьким, он такие истории сочинял в 2 года, что мы все слушали просто раскрыв рот, с ним вообще ничем не занимались, читать он тогда еще не умел, мультиков он таких не видел, т.е. это был не пересказ, а именно фантазия. И таких историй он нам выдавал в день по несколько раз (про чудовищ, динозавров, рыцарей, с которыми он встречался и т.п., т.е. он не просто рассказывал, а еще и отвечал на уточняющие вопросы, да так правдиво, и еще обижался, когда ему говорили, что он это выдумал, потом правда хитренько так улыбался, мол, конечно, выдумал, но вам-то это знать необязательно)).Насчет музыкального слуха не знаю, мое убеждение, что все-таки слух - это врожденное, талантливым пианистом нужно родиться, и никакие правополушарные занятия не помогут, если у человека нет слуха. Музыкальная память,это,конечно, другое, но здесь мне кажется больше вопрос тренировки. Насчет описанных примеров про интуицию, здесь мог быть и обратный эффект. Знаешь, когда нет настроения, то все вокруг ломается,происходят неприятные мелочи, и автобус опоздает или сломается и т.д. Мы как бы сами программируем себя на неудачу. А у вас так получилось, что Сережа был не в настроении, ты тоже из-за этого расстроилась, вот оба и притянули к себе неприятности. Бывает и так. Свет, я это все пишу к тому, что сама заинтересовалась этой методикой и ее результатами. Я пока не знаю, к сожалению, ни одного примера, который бы продемонстрировал, что да, эта методика очень эффективная. Я, например, не понимаю, какой эффект дает просмотр 200 слайдов на быстрой скорости? Гиперстимулирование зрительных окончаний, что очень серьезная нагрузка на зрение, - да, а вот все остальное - не уверена. Надеюсь, я ничего обидного не сказала. В любом случае Вы молодцы. /Юля.

Света комментирует...

Юля, ты права. Я ничего не знаю о детях, которых развивали по этой методике. Что с ними стало? Достигли ли они каких-то выдающихся успехов в школе, в карьере или просто стали обычными людьми без развитых способностей в чем-то?
Мне кажется, что главная цель всех методик по РР - это воспитание гармонично развитого человека, с которым интересно было бы просто общаться и хотелось бы быть на него похожим.
Может быть, громкие слова в описании методик и примеры из книг - это все реклама метода? Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умный, красивым, здоровым и самым-самым-самым... А тут все это обещают путем наименьших усилий. Только приди в школу на урок и оплати занятие, которое, кстати, стоит немало. А ведь в нем ничего нет такого особенного.
Я не могу сказать, что все Сережины успехи достигнуты исключительно занимаясь по методике Шичида и Домана. Реально все занятие по чтению и математике у нас занимает не более 10 -15 минут в день, а микроуроки по Шичида (мандалы, карточки, интуиция, смешные истории) примерно столько же. Остальное время мы рисуем, гуляем, читаем, разговариваем на английском и машины катаем.
В методике Шичида у нас почему-то всегда на первое место ставят именно флеш-карточки и делают упор именно на них (наверное, потому что это самая трудоемкая работа). И именно с карточками идет ассоциация методка. А у Шичида - это лишь один из способов развития памяти.

Unknown комментирует...

Да, все сразу вспоминают про карточки, потому что в этом занятии почти нет возрастных ограничений, все остальное гораздо позже. Я почему-то склоняюсь к тому, что большая часть ваших успехов связана с обычными занятиями, доступными всем родителям - читать, разговаривать, рисовать,лепить, гулять и получать разные впечатления от смены мест, от поездок.

lelya_kot комментирует...

Сережа - чудушко!

Света, спасибо за подробное описание, очень приятно было почитать. Мы с Ваней почти (за вычетом немецкого и музыки) там же (ну так мне кажется), только понятности речи не хватает.

Еще мысль - из каждого твоего поста и фотографии сына у меня всегда складывалось впечатление, что Сережа какой-то глубокий, мудрый, понимаешь... Как бы хотелось это не растерять с последующей неминуемой "гребенкой" в саду/школе/на работе...

Света комментирует...

Спасибо! Сережа - обычный мальчик. С той только разницей что немножко читает, считает и по-английски изъясняется:) А в остальном также любит веселиться, играть, бегать и скакать. Я не верю в то, что все, чем мы сейчас занимаемся уйдет бесследно. У меня в школе были очень хорошие учителя. Я сейчас вспоминаю их с благодарностью и очень надеюсь, что и Сереже тоже повезет встретить именно таких педагогов, которые смогут раскрыть его потенциал.

Unknown комментирует...

К вашей беседе с Юлей хочу добавить, что почему-то методику Шичиды ассоциируют прежде всего с карточками и ESP, но на самом деле его методика это прежде всего развитие гармоничной личности, это воспитание ребенка в атмосфере любви и заботы и это развитие прежде всего образного мышления, воображения ребенка и его чувствительности, с чем вы справиляетесь на высоте. В школах шичиды работают сотни специально обученных сенсеев, за урок прогоняется огромное количество материала со звуковым и тактильным сопровождением, многие ученики занимаются ежедневно, и все равно не каждый способен например отличить 87 точек от 88 или прочитать книгу просто пролистав ее. Одна мама просто не в состоянии подготавливать ежедневно такое количество материала, которое дается в школе, да еще и преподнести его на такой скорости. Мне кажется вы добились прекрасных результатов и далеко не каждый ребенок в 2.5 года такой умница. И Юля тоже права, скорее всего только показ карточек в отрыве от развития образного мышления ничего кроме нагрузки на зрение не даст, но к Вам это по-моему не относится.

Gerda комментирует...

Света! большое спасибо за Ваш блог, очень воодушевляет! Хотела бы спросить, что Вы имеете в виду, когда говорите о словесной формуле переключения при занятиях иностранными языками? Моему малышу 7,5 месяцев, я пытаюсь говорить с ним на русском/немецком/английском, но ловлю себя на том, что начинаю на одном языке, а с течением времени, заболтавшись, это уже не немецкий, а английский… Показываете ли вы ему картинки со словами на всех трех зыках? Готовите ли материалы сами? И, если возможно, расскажите подробнее о занятиях музыкой…. Огромное Вам спасибо и творческих успехов Вам и, конечно, Сереже!

Света комментирует...

Gerda, спасибо за ваш отзыв!
Словесную формулу я использовала только вначале, после годика убедилась, что Сережа и так уже отлично переключается на другой язык.
«Словесная формула» на деле - это, когда мама по очереди дотрагивается до разных частей тела малыша и произносит при этом на английском: «Это твой носик, твой глазик, ушко. Мы начинаем говорить по-английски». А в конце занятия та же формулировка, но уже по-русски.
Карточки я показывала только в самом начале. У меня их было немного: еда, геометрические фигуры, игрушки, предметы быта. Позднее начала показывать презентации по чтению на компьютере: слово-картинка.
Мне кажется, что нет ничего страшного, что вы иногда переходите с языка на язык. Ведь, если для малыша это не в диковинку, то он тоже моментально переключается.
Материалы сейчас использую только готовые (книги, диски, различные задания для раскрашивания, паззлы и т.п.), т.к. работая полный день, приготовить что-то уже нет сил.
Не думала, что так интересны занятия музыкой. Если будет немного побольше свободного времени, то напишу об этом.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Светлана!

Спасибо Вам большое. Результаты очень впечатляют. Вы очень ясно и увлекательно пишете. Уже в процессе чтения сразу находишь ответы на вопросы, которые возникают. Очень красивое оформление сайта.
Хотела Вас спросить, не подскажете ли Вы, какую Вы литературу использовали, когда учили ребенка читать? Вы делали это особенным образом?
Дело в том, что я уже ребенку показываю слова на карточках 1.5 года, а результата нет.

Спасибо большое,
С уважением,
Наташа

Отправить комментарий